Понедельник, 18.12.2017, 20:32
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Писатели [12]
Рейтинги [4]
А знаете ли вы... [12]
Цитаты писателей [7]
Поиск
Наш опрос
Хотели бы вы видеть на сайте форум?
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Писатели

Амьенский мечтатель, или Пять жанров, которые изобрел Жюль Верн

Фрагмент карикатуры с обложки журнала L'Algerie от 15 июня 1884

Исполнилось 185 лет со дня рождения классика приключенческой литературы Жюля Верна. Вместе с Гербертом Уэллсом его называют одним из отцов-основателей научной фантастики, жанра, окончательно оформившегося лишь во второй четверти XX века. Другие семена, посеянные "амьенским мечтателем", дали всходы десятилетия спустя - более того, процесс жанрообразования, запущенный Верном, не прекратился и по сей день.





© AFP/INTERCONTINENTALE

Французский писатель Жюль Верн в разные годы

фан-фикшн: "Ледяной сфинкс" ("Le Sphinx des glaces", 1897)


© Фото C.H. Barban
Иллюстрация к роману Жюля Верна "Ледяной сфинкс"

Понятие "фан-фикшн" (сокращенно, с оттенком пренебрежения - "фанфики") применимо почти ко всему корпусу литературы, написанной "по мотивам" оригинальных романов, телесериалов, кинофильмов, настольных и компьютерных игр. Исключение составляют только тексты, созданные по прямому и недвусмысленному заказу правообладателей. В окололитературной среде на авторов "зависимых произведений" принято посматривать свысока - и надо признать, в большинстве случаев скепсис оправдан. Между тем, в свое время должное фан-фикшн отдал и Жюль Верн. Его роман "Ледяной сфинкс" стал продолжением "Повести о приключениях Артура Гордона Пима" ("The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket", 1838) Эдгара Аллана По, преданным ценителем творчества которого Верн оставался на протяжении долгих лет. Действие романа начинается через 12 лет после таинственного исчезновения шхуны "Джейн", доставившей к Южному полюсу Пима и его спутников. По следам исчезнувшей экспедиции отправляется судно "Халбрейн" с типичными жюль-верновскими героями на борту...


Роман-предупреждение: "Париж в XX веке" ("Paris au XXe siecle", 1863/1994)


Иллюстрация к роману Жюля Верна

Интересна судьба этой книги: написанная около 1863 года, она пролежала без движения более ста лет, и увидела свет лишь благодаря правнуку автора. По крайней мере, такова официальная версия происхождения "Парижа в XX веке". Если перед нами не умелая мистификация, то это, кроме прочего, еще и первый роман Жюля Верна. Писатель, искренне восхищавшийся плодами научно-технической мысли и изобретательским гением современников, всерьез задумался, к каким итогам может привести НТР лет через сто, в чем опасность узкоутилитарного инженерно-технического мышления для Франции и человечества в целом. Результатом стала литературная антиутопия, роман-предупреждение - вероятно, первое произведение этого жанра в современной европейской литературе. К сожалению, на сей раз Жюль Верн слишком опередил свое время, и издатель отклонил роман начинающего автора, лишив его заслуженных лавров первопроходца.


Истории о Полой Земле: "Путешествие к центру Земли" ("Voyage au centre de la Terre", 1864)


© Фото C.H. Barban
Иллюстрация к роману Жюля Верна

В XIX веке на глобусе практически не осталось белых пятен, стран и континентов, где еще не ступала нога образованного европейца. Новые локации, неразведанные территории, нужны были писателям-приключенцам как воздух. Тут-то и пошла в ход теория Полой Земли, которую активно популяризировал американский исследователь и общественный деятель Джон Кливз Симмс-младший (1780-1829). Под ее влиянием на свет появился новый жанр со своими правилами и закономерностями: отечественному читателю эта литература знакома прежде всего по "Плутонии" (1924) Владимира Обручева, англоязычному - по циклу Эдгара Райса Берроуза "Пеллюсидар" ("Pellucidar", 1922-1963). Однако лавры первооткрыватели Полой Земли опять-таки принадлежат Жюлю Верну. В романе "Путешествие к центру Земли" он отправил на разведку дивного нового мира, населенного доисторическими животными и коварными дикарями, первую в истории литературы экспедицию в составе профессора геологии и минералогии Отто Лиденброка и его племянника Акселя.


Киберпанк: "Таинственный остров" ("L’Ile mysterieuse", 1875)



Иллюстрация к роману Жюля Верна

Литературное движение киберпанков, давшее толчок развитию одноименного контркультурного феномена, сложился в середине 1980-х. "Киберпанком" критика окрестила произведения, созданные группой авторов, включавшей Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Джона Ширли, Пэт Кэдиган, Пола Ди Филиппо и других молодых американских фантастов. "Нейромант" ("Neuromancer", 1984) Гибсона и "Схизматрица" ("Sxhismatrix", 1985) Стерлинга стали вызовом традиции, камнем, брошенным в застоявшееся болото SF&F. Для киберпанка характерен интерес к маргиналам и нонконформистам, общая "нуарная" атмосфера, обостренное внимание к высоким технологиям (прежде всего информационным), проникшим во все сферы жизни децентрализованного общества будущего. Однако еще за сто лет до "Нейроманта" некоторые открытия киберпанков предвосхитил Жюль Верн на страницах "Таинственного острова". Важнейший элемент сюжета романа связан со взломом сети - фактически, хакерским подключением к выделенному каналу связи. Именно так капитан Немо, анонимный благодетель колонистов с острова Линкольн, получает информацию о текущих событиях, а ближе к финалу связывается с героями книги. Перечисляя духовных отцов движения, киберпанки вспоминают и Рэя Брэдбери с его "451° по Фаренгейту", и Томаса Пинчона с "Радугой гравитации" — однако именно Жюль Верн по праву должен стоять первым в этом ряду.


Стимпанк: "20000 лье под водой" ("20000 mille lieues sous les mers", 1870)



© Фото Emile Bayard
Иллюстрация к роману Жюля Верна "20000 лье под водой"

Основополагающим романом стимпанка ("парового панка") принято считать "Машину различий" ("The Difference Engine", 1990) все тех же неутомимых Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Стимпанк — литература антуражная, рассчитанная прежде всего на внешний эффект, играющая на контрастах. Паромобили на узких улочках Лондона, дифференциальный исчислитель Бэббиджа, окруженный толпой деловитых клерков в нарукавниках, боевые дирижабли, обстреливающие позиции Севера или Юга, в зависимости от симпатий автора... Иными словами, действие большинства таких произведений происходит в викторианском обществе, где научно-техническая революция привела к куда более радикальным последствиям, чем в нашей реальности. Тут уж ни одному писателю не удалось избежать старой доброй "жюль-верновщины". Ну а "20000 лье под водой" здесь вне конкуренции. Гигантская субмарина "Наутилус", бороздящая океаны и безжалостно топящая судна, идущие под британским флагом, и ее сумрачный капитан, индийский принц Даккар, скрывающийся под псевдонимом Немо, вписываются в стимпанковские декорации идеально.



Источник: http://surfingbird.ru/surf/cfZ-9A7Ef
Категория: Писатели | Добавил: King-Pinguin (11.03.2013)
Просмотров: 513 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: